ХАРАКТЕРИСТИКА.
Прежде всего это комнатная собака, очень выносливая и подвижная. Своей походкой и чистоплотностью напоминает кошку.
ИСТОРИЯ
Карликовый спаниель - старинная порода маленьких декоративных собачек, которая была известна в Европе с начала второго тысячелетия: во всяком случае, первые упоминания о ней относятся к XI-XI II столетиям. Очень популярны были такие собачки при французском и испанском королевских дворах. Особого расцвета порода достигла при короле Людовике XIV, Марии Антуанетте и мадам де Помпадур. С XV века карликовые спаниели стали известны в Голландии. Французское название "континентальный карликовый спаниель" (L'epagneuI nain continental) подразумевает две разновидности: папильон (papillonмотылек) со стоячими ушами и фален (phalene - бабочка) с висячими ушами. На протяжении нескольких веков породу называли в Европе "мотылек" (в Англии - "баттерфляй"), а иногда и "собачка-белка".
Современный континентальный карликовый спаниель - плод совместного труда кинологии и искусства. Картина итальянского художника Тициана "Дочь Роберто Строцци" (1542) изображает девочку с собачкой. Именно этот бело-рыжий карликовый спаниель был принят за образец породы в 1934 году на конгрессе во французском городе Лилле, где был утвержден стандарт на две разновидности континентальных карликовых спаниелей.
Вообще этой породе повезло - многие знаменитые художники запечатлели ее на своих полотнах. Часто можно встретить на средневековых картинах небольших собачек, которые сидят на столе или лежат, свернувшись калачиком, на коленях у своего хозяина. Хотя художники черпали вдохновение от образов самых разных пород собак, существовавших в то время, с XVI века на картинах чаще всего можно было увидеть карликовых спаниелей, очень похожих на современных представителей этой породы. Маленькая собачка была любимицей знати в XVI-XIX веках.
У каждого художника был свой излюбленный тип собак. Так, портретисты семьи Клуэ предпочитали изображать в статической позе крошечных собачек компактного сложения, с недлинной шерстью. На одной из самых известных картин Клуэ портрете Маргариты Наваррской, сестры Франсуа I, - у карликового спаниеля довольно массивная голова и "человеческое" выражение морды. У Веронезе в религиозных сюжетах или на портретах со знатными дамами карликовый спаниель всегда белый с рыжими пятнами, привлекающий внимание своей живостью и подвижными ушами, с чуть вздернутой и укороченной мордой.
И, наконец, с карликовых спаниелей Тициана началась современная эпоха для породы. Его собачки имели бело-рыжий окрас, крупноватые уши и мягкую струящуюся шерсть. Этот тип мало изменился до наших дней.
История породы тесно переплетается с историей Франции. Король Генрих III был обвинен в разорении королевской казны, поскольку потратил государственные деньги на приобретение крошечных спаниелей. У всех законных и незаконных потомков короля Людовика XIV были карликовые спаниели, что подтверждают портреты кисти Миньяра, Ларжильера, Гобера и других.
За тридцать лет собачки короля сохраняли однотипность: черно-белый, иногда трехцветный, окрас, умеренно густая шерсть и длинные уши. Такое постоянство - свидетельство жесткого отбора. Великий король, скорее всего, держал в разведении собак курс на скрещивание родственных особей, так же, впрочем, как и поддерживал родственные браки в королевской семье. Королевские собачки имели рост около 35 см в холке и отличались от современных фаленов только более коротким хвостом, который они держали "султаном" (поднятым вверх). Такая особенность сохранялась у карликовых спаниелей до начала XX столетия.
Папильон
В буржуазной Франции карликовые спаниели с висячими ушами исчезли и появились собачки со стоячими ушами. На картинах разных веков можно было увидеть собачек с приподнятыми и даже почти стоячими ушами. Скорее всего, это было связано с тем, что ушная раковина у тех собак была слишком толстой.
Во второй половине XIX века, когда многие породы собак приобрели четкие отличительные признаки, собаководы часто стремились закрепить случайно появившиеся новые признаки. Однако документов, подтверждающих это, не сохранилось, поэтому можно только догадываться, как все происходило на самом деле. Некоторые полагают, что стоячие уши, которые превратили карликового спаниеля в папильона, могли быть унаследованы от шпица или шипперке, хотя и той и другой породе не хватает воздушной грации, присущей папильону.
В XX веке разведение папильонов и фаленов на их родине во Франции и Бельгии носило беспорядочный характер, хотя на породу существовал строгий стандарт. В результате карликовые спаниели с висячими ушами (фалены) были довольно посредственными по экстерьеру, а у папильонов уши часто были слишком высоко поставленными и не имели украшающего волоса. Благодаря работе с породой собаководов Англии и Скандинавских стран фалены и папильоны приобрели свой породный облик. Импортированные оттуда собаки помогли улучшить телосложение и качество шерстного покрова карликовых спаниелей в других странах.
Несмотря на давнюю историю, папильон и фален в настоящее время во Франции - не слишком распространенные породы. Дело в том, что этих собак не держат в питомниках, все они живут в семьях. В год регистрируется около 300 собак. Пока эти собаки, по счастью, не были в моде и их держали только те люди, которые действительно любят их. Но, возможно, после победы папильона на всемирной выставке в Хельсинки в 1998 году спрос на породу возрастет. Во всяком случае, в Москве папильон и фален уже появились на выставке "Евразия-99".
|